Форум » Фотоклуб "Орлиный глаз" » Занятие 2 » Ответить

Занятие 2

Соа Оф-Овех: Второе занятие, на которое вы, надеюсь, пришли уже более-менее "насмотренными". Это значит - вы смотрели колдографии и пытались их анализировать. Хорошо, если так, потому что сегодня пойдет речь про композицию - основу основ, которую НЕЛЬЗЯ просто так взять и нарушить. Прежде чем перейти к теме лекции, уточню для любителей принципа "ятаквижу". Пожалуйста, не верьте тем магглам, которые говорят, что ученье только портит художников-от-природы. Не верьте тем, кто видит в изучении композиционных приемов только "повторение штампов". Потому что истина вот где: чтобы не повторять штампы, чтобы нарушать правила, надо эти правила ЗНАТЬ. Иначе нелогично: как можно нарушать, не зная, что именно нарушаешь? Кроме того, существует такая фишка, как физиология человека. Может, сложно поверить в нижеизложенное, но это факт: граждане земляне воспринимают произведения искусства не только на уровне души, но и на уровне тела. Человеческое зрение имеет определенный угол... и далее можно разоряться по-медицински, но суть останется: то же "золотое сечение", скажем так, физиологически оправдано. Недаром Леонардо да Винчи разлиновывал улиток и находил математику и "штампы" в природе, а потом покрывал своды... формулами! То, что создано гармонично, в соответствии с "набором штампов", и воспринимается как гармония. Примеры - картины эпохи Возрождения. Они все созданы по одним и тем же принципам, но до сих пор не устаревают. А теперь перейдем от слов к делу и рассмотрим основные правила, которые вы сможете нарушать. Со временем. [more]1. Наверняка все слышали про "правило третей" и "золотое сечение". К сожалению, судя по наблюдениям в мире магглов, эти две вещи многие путают. 1.1. Правило третей простое, почти никогда не становится "слишком заметным", а применение его - нарочитым и утрированным (как, например, нарочитая ракурсность у подражателей известнейшему и требующему знать его работы Родченко). Берете предполагаемый кадр ("вырезку из мира", ограниченную рамкой вашего видоискателя или вашего замысла... Что, в идеале, одно и то же), делите его на три равные части по-горизонтали и на три равные части по-вертикали. Точки пересечения виртуальных линий разреза и будут точками, в которых желательно размещать те объекты, на которых вы хотите сделать акцент. Если в этих точках что-то другое - увы, многие зрители запутаются, ибо восприятие вышеозначенных точек зависит от физиологии. И тогда зрители подумают (подсознательно), что главные герои кадра - не те, что вы задумали, а какие-то другие. 1.2. Применять правило "золотого сечения" нужно приноровиться. Важные точки (их тоже четыре) расположены ближе к середине картинки на расстоянии 3/8 от каждого края кадра и на расстоянии 2/8 друг от друга. Вот так: И подходит не для каждой картинки, особенно репортажной (ибо слишком много остается лишнего по краям. Для иллюстрации в прессе, например, это чревато). 2. Диагонали. Тут даже сказать что-то не получается, ведь многие из вас сразу представили себе энергичные диагонали труб, поднятых ораторских рук и прочего мощно-грандиозного... Нет? Слишком устарело? Тогда... Летящий самолет и его след в голубом небе! Стая птиц, вылетающая из нижнего правого края кадра и устремленная в верхний левый. И так далее и тому подобное. Зритель не против "развлечений", эмоциональных встрясок, а диагональное построение кадра этому способствует почти всегда. Надо, правда, заметить, что в основном мире за пределами моей лаборатории восприятие "движения вперед" почти всегда равно "переходу слева направо". За исключением стран и народов, применяющих письменность справа налево. Разумеется, с европеизацией культуры и повсеместным распространением английского языка люди и не замечают, как, продолжая писать на родном языке справа налево, картинки воспринимают уже "вывернутые". Это нужно учитывать, особенно при размещении кадров рядом с другими и/или при попытке сотворить аллегорические произведения вроде "мяч не укатывается от нас в прошлое, а стремится в будущее" (с птицей проще, у нее клюв в ту сторону, в которую она летит. По этой же причине летящая сверху вниз птица будет ощущаться как падающая, а диагональ только усилит скорость "падения"). 3. Золотое сечение + диагонали. Объединим два вышеразжёванных принципа и получим третий: возникновение "точек-приманок" на пересечениях диагональных линий в кадре. С первой линией просто: из одного угла кадра в противоположный. Две другие выходят из оставшихся свободными углов, идут ровно и диагонально, уходят в точку, находящуюся на расстоянии в 1/3 от наиболее подходящей границы кадра (край, в который линия должна приехать, делится на три части). Фотография из магглонета, автора не нашла Принцип сочетания золотого сечения и диагонального построения кадра очень хорош, во-первых, для любых вертикальных кадров. Во-вторых, для съемки чего-нибудь, состоящего из нескольких частей (дерево, стебель растения с листьями и т.д.). В-третьих, для съемки уличных сценок (как крупным планом, скажем, ребенок на плечах у родителя и выглядывающий из-за кадра воздушный шарик, так и средним и дальним планами - ночь, улица, фонарь, аптека, одинокий прохожий. Фонарь, слово "Аптека" и прохожий вполне оказываются на точках, образованных пересечениями диагональных, а не вертикальных, линий кадра). 4. Пейзаж и композиция. Тут тоже действует цифра "3". Линию горизонта не стоит располагать так, чтобы она делила кадр на две равные части. Почти посередине линия. При "наличии отсутствия" какого-либо яркого, "форменного", интересного "пятна" подобные кадры выглядят скучновато Она должна стремиться к линии, отмеряющей 1/3 или 2/3 картинки. Если вы хотите снять что-нибудь типа золотого поля с колосками и синего неба сверху, или же пенящегося моря с тучами над ним, то верхние колоски или "шапка" волны будут смотреться намного лучше при размещении их "впритык" к верхней трети кадра. Получается: 2/3 картинки отдаем суше/воде, 1/3 - небу. Что делать, если небо намного красивее суши, и хочется показать именно его? Решение простое: 2/3 внимания небу, 1/3 суше, только и всего. Озеро мне понравилось больше, чем небо (а еще понравился пилот, реагирующий на запросы фотографов, невероятные для воздушной дисциплины)) Предостерегу от очень популярной ошибки новичков: не стоит как ликвидировать "низ" полностью (это допустимо только при реально необычном рисунке облаков, который сам по себе создает гармоничную картину и уводит фотографию от жанра "пейзаж" в сторону "абстракции"), так и давать тоненькую непонятную полосочку в самом низу кадра - она просто ни к чему... Выглядит как неряшливость, а не как элемент композиционный, поскольку находится слишком далеко от границ зрительского внимания. Среди присланных работ была картинка с черной-черной землей и весьма красивым закатным небом. Вот там - противоположная ошибка. Недоэкспонированная (недодержанная, непроработавшаяся) земля, даже не земля, а плоское и массивное черное пятно, и маленький по сравнению с "кучей черноты" кусочек неба. Землю при наличии красот в воздухе можно и нужно порой недодерживать, но тогда все свое внимание стоит уделить силуэтам, которые образуются на земле при помощи деревьев, шпилей замков и так далее. Ну и соблюдать вышеуказанные правила, и кто ж потом скажет, что огненный закат над силуэтами старинного города - некрасиво? :) Авторского примера с закатами нет) Когда дело доходит до пейзажной съемки, Соа нарушает основное правило: "лучше сфотографировать и пожалеть, чем не сфотографировать и пожалеть" :) Следующее, что нужно запомнить по теме "Композиция" - это короткие, но практически всегда срабатывающие "дополнения правил". Снова по пунктам - тема почти математическая, поэтому так проще... 1. Проще, да. Это "дополнение" касается всего абсолютно, фотографии в том числе. Разумеется, не всегда стоит доводить изображение до минимализма (кстати, популярного направления в современной фотографии!), но нагромождать объекты, стремясь внедрить в кадр все подряд, не надо. 2. Гармоничное и "целеполагающее" направление линий в кадре. Пример тут может быть классический: уходящая вдаль улица и уходящий по линиям сходящихся домов и дороги взгляд зрителя. Если вы снимаете жанр или репортаж, то в качестве "направляющих" могут выступить сами же люди, и не всегда в виде линий - и взгляды включенных в кадр соучастников действа, и протянутые аплодирующие руки, и даже чуть наклонившийся из-за случайного порыва ветра шарик - все сможет стать "указателем направления" в сторону героя нашего кадра. Лишь бы наклоны были куда надо :) Не самый классический пример, но зато репортажный. Руки и стойка микрофона концентрируют взгляд зрителя на лице и эмоциях главного концертующего - Горана Бреговича Магглы хотят кушать 2. То же самое почти, что с линиями, только - с формами. Есть такое понятие, как "сочетание формы и контрформы" - снимаемый объект случайно или намеренно окаймляется небом, деревьями и прочими элементами окружающего пейзажа. Бывает, что контрформа сама на что-то похожа: [img]http://www.studfiles.ru/html/2706/568/html_S2lEMJ6VzJ.smir/htmlconvd-nHzjnX_html_bfcd52a.png, справа. А бывает, что окружающие объект формы, являясь сами по себе самостоятельными предметами, просто отлично вписываются в геометрию нашего "главного героя" (та же картинка, но слева). В пейзаже можно реализовать подобное так (признаЮ, что это не самый яркий пример, но тырить фотографии у кого-то еще не хочется, тем более что наверняка вы сами сможете сделать лучше): Формы и контрформы: приглядитесь к тому, как линия веток с ее "листьями-куполами" идет по нисходящей (или восходящей?), "окаймляя" здание. 3. Контраст. Разумеется, имеющий очень мало общего с понятием "контрастность изображения" - речь идет о выделении главного объекта на фоне его "антипода". Высокий и низкий, белый и черный, толстый и худой, шершавый и гладкий (да, фактура изображаемых объектов тоже может стать помощником фотографа). Даже здесь есть контраст: Фотография с сайта РИА "Новости" (МИА "Россия сегодня") Выборы Римского Папы, люди ждут решения конклава. Широкие "приземленные" зонтики, почти сплошняком закрывающие темную "маггловскую" толпу, контрастируют с устремленными в небо колоннами (особенно с "иглой", которая - фотограф учитывал правила композиции! - расположена не точно посередине кадра, а немного правее. Ведь нам сейчас не нужна радикальная строгость, нам нужно не только небесное, но и земное). И простой, спонтанный, пример контраста цветового: Увидела красную куртку среди зелени и направляющих диагоналей (белые деревяшки-"емкости", линия заборчика, линия крыши на заднем плане) и сделала кадр, прошедший в качестве дополнительного иллюстрационного материала к вышепоказанному репортажу про поедание магглосладостей. 4. Для того, чтобы сделать кадр более приятным, необязательно выискивать противоположное - можно найти в окружении подобное. И сделать "узорную" картинку. Самый распространенный прием - съемка лестничных пролетов и иных архитектурных элементов, при которой центральная часть пролета/здания/купола расположена в центральной части снимка или рядом: таким образом создается симметрия, зритель словно бы попадает в мир отражений. У меня таких фотографий, к несчастью, почти нет, но думаю, что наглядный пример тут и не нужен. Покажу, пожалуй, еще и пример "окантовки" изображаемого объекта "подручными" строениями: Домашнее задание простое: по 1, 2 или 3 примера (фотопримера!)) на каждый пункт: 1.1 Правило третей. 1.2. Правило "золотого сечения". 2. Диагонали. 3. Золотое сечение + диагонали. 4. Пейзаж и композиция. Можно разгуляться :) Если сомневаетесь, что разгуляетесь правильно - пишите, в т.ч. и словами (подписи-вопросы к фотоработам. Покопаемся, обсудим). 5. Минималистический пейзаж, натюрморт и т.п. (простые линии, простой, но красивый, достойный сюжет, отсутствие нагромождений. Повышенная узорность, "барОчность" самого изображаемого объекта будет считаться за "отсутствие минимализма"). 6. Фотография или фотографии, на которых направляющие линии ведут зрителя к основному объекту изображения (тому, что вы хотите показать нам). 7. Форма и контрформа. Если сложно (а оно далеко не сразу попадается или попадается некрасивое), то сюда же включите контраст (белый-черный, красный-желтый, толстый-худой, шершавый-гладкий... Темный-светлый!). Вот если все пункты освоите, считайте, уже 3/4 композиции вы прошли и стали почти колдографами :)[/more]

Ответов - 0



полная версия страницы