Форум » Фотоклуб "Орлиный глаз" » Занятие 1 » Ответить

Занятие 1

Соа Оф-Овех: Наконец-то ) Первое занятие, на котором я не буду говорить о тонкостях того или иного жанра. Я прежде всего хочу рассказать о том, что встречается крайне часто и может испортить ЛЮБУЮ фотокартинку. Поскольку вам придется выполнять нечто вроде домашек (да и наверняка многие из вас хотят сразу заполучить кнопку "сделать красиво")), то считайте первое занятие - "предупредительным". Чтобы с самого начала не делать простейшие ошибки. О чем обычно забывают магглы, да и маги тоже? Таких грустных вещей много. И нижеследующий список стоит держать в голове "в фоновом режиме" и автоматически его применять (хотя придет это не сразу; привыкать к применению придется чуть ли не "насильно", сделав шпаргалку и в нее подглядывая). [more]1. ЗАДНИЙ ПЛАН (по-маггловски "фон"). Это бич всех фотографов, включая профессиональных, и особенно - бич репортажников, потому что у нас порой как? "Снимай так, как стоишь, сдвинуться нельзя, снимаемый объект сдвигать тоже нельзя". Разумеется, опытный фотокорреспондент в 95% случаев найдет способ выкрутиться, но об этих способах мы поговорим сильно позже, некоторые из них сложны. Незадолго до начала писательства этих лекций Соа обсуждала с Соланж Деллингхейм страшную историю: "Жил-был дядя К., и был дядя К. учителем. Стоял он как-то с группой детей у школы, а тут из-за кадра налетел страшный сэр В., выдвинул железные перила и заколдовал ими дядю К.". Совсем-совсем заколдовал - так, по крайней мере, выглядит на фотографии сочетание перил и наложившейся на них фигуры учителя. Несмотря на то, что в жизни сэр В. - добрый пожилой граф :) Страшно, аж жуть! Картинку саму я выкладывать сюда не буду, чтобы не добивать дядю К. А так получилось потому, что кое-кто, стоя в шеренге себе подобных (фотокорреспондентов), не успела при съемке сдвинуться чуть левее, и железные перила, будучи в оригинале на заднем плане (за дядей К.), коварно растянулись и пронзили доброго наставника. Не надо так! :) Ставя друзей или ходя туда-сюда перед понравившимся цветочком, смотрите, как объект сочетается с окружающим миром, нет ли чего-то подозрительного поблизости и не лезет ли оно к объекту съемки, чтобы заколдовать объект до потери пульса. 2. АМПУТАЦИЯ. Неприятное медицинское слово, популярная противоположность первому пункту. Если в первом случае портретируемые граждане выращивают себе дополнительные запчасти (рога из деревьев, третьи руки из рук соседей, оружие из перил и пр.), то тут напротив, лишаются... ступней и рук. Это выглядит жутковато и печально. Избавиться от привычки неправильно обрезать объекты, судя по подавляющему большинству магглофото, намного сложнее, чем учитывать задний план. Постарайтесь каждый раз думать о том, чтобы никому ничего ненароком не отколдовать, а при съемке средних и крупных планов помните следующее. Ноги "обрезать" надо по линии, мысленно проведенной посередине между бедрами и коленями; тело - по бедра или по грудь; стараться избегать проводить линии кадрирования "по суставам". Увы, это те правила, которые нарушать сложнее всего. 3. "А Я ТАКОЕ ВИДЕЛА! - ПОКАЖИ! - НЕ УСПЕЛА СНЯТЬ, ДУМАЛА, НЕ НАДО". Знаете, обычно (да что там! почти всегда) надо сначала думать, а потом снимать. Но иногда (подчеркиваю: иногда!) бывают моменты, когда надо сначала снимать, а потом думать. Даже если вы чего-то опасаетесь, сомневаетесь и так далее - всегда лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Когда вы "прокачаете" способность мгновенно (в доли секунды) видеть-и-оценивать (и предугадывать) движения объекта, когда вам начнет казаться, что весь мир вокруг вас движется так, будто его показывают в замедленной съемке, тогда спонтанные кадры станут еще и художественными. Навык реагировать уже будет, останется только заняться шлифовкой результата. Чтобы мотивировать вас, я поделюсь собственными ощущениями при наблюдении "замедленного мира". Это невероятное волшебство - словно бы в мир магглов пришла разрешенная магия. Словно ты попала в загадочное царство, где все играют в "море волнуется, раз!". Рекомендую каждой и каждому. Чтобы отменить мотивирование: в полной мере эта способность "ускоряться" (ну или "замедлять мир") по собственному желанию и в любой момент пришла ко мне через... сильно не сразу. Имеем в результате правило: лучше сфотографировать и пожалеть, чем не сфотографировать и пожалеть ;) И потом не придется говорить, что "чуть раньше бы мне догадаться снимать, но и так вроде неплохо, тут стояла собачка, а здесь пролетал сам Гарри Поттер, вот кусок его метлы попал". 4. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФАЗЫ ДВИЖЕНИЯ. Что это такое, объяснить довольно сложно, их надо научиться ВИДЕТЬ (почти как с замедленным миром в предыдущем пункте, но научиться чувствовать фазы можно быстрее намного). Граждане, остановленные фотоаппаратом в момент промежуточных фаз своего бытия, выглядят смешно, глупо и на картинках неубедительно. Пожалуй, тут будет наилучшим жесткий пример: элементы магглоужастиков. А именно - полузакрытые как у недооживших зомби глаза, судорожно полусогнутые конечности и прочее подобное. Как избавиться от этого? Во-первых, практика наблюдательная. Необязательно щелкать каждое движение! Можно, сидя просто в магглотранспорте, наблюдать за входящими и выходящими, заранее готовясь мысленно "поймать" красивое завершенное движение (полностью поставленная на ступеньку нога при схватившейся за поручень руке и при полностью открытых глазах одного и того же гражданина. В один-единственный момент). Во-вторых, практика "ритмическая". Один известнейший колдограф Владимир Вяткин (и я буду ссылаться на его опыт еще много раз, знать его работы обязательно)) по образованию - музыкант. Так что тем из вас, кто увлекается музыкой, будет проще. Вы должны уловить ритм, в котором происходит снимаемое вами событие. Можно мысленно подставить соответствующую случаю музыку (любую подходящую)) И далее просто двигаться (мысленно или физически за объектом - неважно) в схваченном ритме. Рано или поздно вы поймете, когда и куда портретируемые повернутся, как будут продолжать движение. Способ срабатывает в 80% случаев. Из оставшихся промахов 10% я списываю на недостаточность собственной подготовки, остальные 10% на "случайно сбились с шага". Это сложнее, чем "замедлять мир", потому что граждане магглы непредсказуемы, но крайне эффективно при репортажной съемке. [url=http://farm9.staticflickr.com/8152/7307735432_496b5729f2_b.jpg]Изображение 1[/url] Вполне подходит под законченную фазу - солдат уже обернулся и смотрит на фотографа, выжидая: "Снимаешь?" И отдельно отмечу, как вдоль пилотки, лица и гимнастерки солдата проходит светлая "кайма", образованная контуром другого солдата (на заднем плане; контур практически идеально повторяет черты лица нашего главного героя). Мгновением раньше главный герой был бы меньше к нам развернут; солдат на заднем плане сливался бы с лицом героя, порождая плохо различимое издалека пятно. 5. ПЛОХОЙ СВЕТ. Еще один повальный бич всех фотографов, и мой тоже. Разочарую молодняк: если вы не видите свет в течение многих лет (просто умение понимать, что "днем светло, а вот это - люстра" не считается), значит, вам не дано. Успокою всех: если не дано видеть свет, вы все равно сможете стать светописцами, причем приличными. Фотография - это искусство решающего момента (сказал это КЛАССИК Анри Картье-Брессон; знать его работы обязательно)) Искусство тех, кто умеет остановить мгновение. И если в остановленной картинке свет не очень, всегда надо стараться найти что-то дополняющее (или преобладающее): ритм, сочетание цветов, композиционный рисунок и так далее. На свет уже тогда не надеяться - все равно не сможете полностью реализовать поданное миром. Увы. Успокою тех, кто все еще не успокаивается: я великолепно чувствую ритм (спасибо ненавистной "маггломузыкалке"!), развила реакцию и боковое зрение, а позже стала видеть в обычной жизни занятные сюжеты. Еще позже - "втискивать" ритмично-забавные сюжеты в рамки кадра. Все это я дополняю не самым лучшим, но все-таки световым рисунком, практически никогда не делая его основой снимков. Да, как вы уже поняли, свет - это не мой конек =) Искусство фотографии разнообразно, и это хорошо - иначе фотографии во всем мире были бы созданы по одним и тем же шаблонам. Из-за неточностей в восприятии света я стала жанрово-репортажным фотографом, а не портретисткой и не пейзажисткой (вот там "световое чутье" строго обязательно). Ищите свои сильные стороны, используйте их, а я постараюсь наиболее увлеченных граждан направить в нужные стороны =) 6. МЕЛКИЕ ШТУЧКИ В ДУХЕ ИЕРОНИМА БОСХА. Все знают картины Иеронима Босха? Кто не знает - в библиотеку срочно. Смотреть все эти триптихи про адские мучения и райские посиделки. В Магглосети даже ходит такая шутка: "Если на картине много мелких людишек и мелких непонятных штучек - это Босх". А если фотография воспринимается как "мелкие людишки на фоне мелких непонятных штучек", то это почти всегда любые магглы, старавшиеся создать шедевр "вот вроде мы тут красивые такие были тут в таком красивом таком месте тут" (С). Потому что Босх продумывал местоположение каждой "штучки". И цвет подгадывал, и свет (нарисованный, правда), и сюжетно все в тему. А некоторые магглы пренебрегают размышлениями над композицией кадра и восприятием будущей (еще не сделанной) картинки в целом. Некоторые вообще просто щелкают, стараясь, чтобы в кадр влезло ПОЛНОСТЬЮ их тело и ВЕСЬ замок Нойшванштайн впридачу. И желательно - соседний какой-нибудь памятник (даже если он в городе, находящемся от Нойшванштайна за 100 часов лету на хорошей метле). В результате что? А в результате и памятник выглядит плоско и скучно ("щелчок по фасаду") и тело не разглядишь. Лучше, гораздо лучше найти выгодный интересный ракурс для съемки памятника/домика, сделать кадр, а потом сделать свой портрет (или красиво рассадить вашу группу) так, чтобы окружающий пейзаж лишь угадывался. Этот способ мало подходит для тех, кто не верит своей памяти и очень хочет подтверждение "я действительно тут была" или зафиксировать объект для полицейского архива. Но подходит для тех, кто хочет оставить себе на память кусочек тех эмоций, того душевного состояния, которое возникло при виде прекраснейшего замка. Нижеследующие примеры не идеальны, но наиболее отвечают требованиям иллюстративного характера: Гражданин и пейзаж [url=http://ic.pics.livejournal.com/sarah_zitserman/34299448/2513954/2513954_original.jpg]Изображение 2[/url] Гражданин и памятник ) [url=http://ic.pics.livejournal.com/sarah_zitserman/34299448/2515762/2515762_900.jpg]Изображение 3[/url] Секрет прост: человек стоит ближе, чем при стандартной "туристической" съемке. 7. "ПЛОСКИЕ" КАДРЫ. Понятие "плоское изображение" весьма емко; разные колдографы вкладывают в это понятие свой смысл, но в целом все сводится к одному: картинка "монотонна", нет "рисунка-в-рисунке". Короткое отступление про плановость. Планов основных три: 1: передний - то, что близко и крупно (голова, кувшин в натюрморте, колесо автомобиля и пр.); 2: средний - для портрета будет по грудь и ниже, до пояса или даже до колен; для дерева - крона и часть ствола, если деревце небольшое; 3: общий - это "фон" и мелкота на фоне, человек с головы до ног либо все здание целиком в одном кадре. Общий план часто фигурирует в кадре как "задний", являясь "фоном" для сюжета, взятого средним или крупным планами. За примерами далеко ходить не надо. Все знают Красную площадь в Москве, пусть даже по кино и фото? Хорошо. Представьте себе (не надо смотреть картинки в магглогугле, развивайте мысленное вИдение картинок, будущие колдографы!) три кадра. = Первый кадр. Вы наблюдаете Красную площадь "без никого", просто от правого края картинки в левый тянется шеренга зданий - Мавзолей, стена и за ней дворец, башенки-елочки, Спасская башня, Василий Блаженный, совсем слева ГУМ... Должна получиться мысленная панорама. = Второй кадр: все то же самое, но только кадр взят с нижнего ракурса: вы не побрезговали и упали на брусчатку... Или хотя бы присели. И навели фотоаппарат на камни. Что появилось? А новая героиня. Этот прием по-научному называется "введение в кадр героя/персонажа/главный объект", и теперь глазам зрителя не надо монотонно гулять туда-сюда. Теперь есть за что ухватиться взгляду: за брусчатку, по которой, говоря языком фотокритиков, "ходят миллионы граждан великой страны". Это уже не "я-тут-был", это история. Особенно если внимательно смотреть, куда падаешь, если упасть рядом с таким потрепанным камнем, историческим! Красиво же! = Третий кадр: все то же, что и на первом кадре (сплошная монотонность, все одинакового размера и не на что посмотреть), но справа или слева стоит гражданка. Или собачка! Или летит шарик. Или гражданка с собачкой летит на шарике =) Если собачка расположена достаточно близко к фотографу (так, что занимает приблизительно 1/4 или даже 1/3 кадра), если выделяется цветом или светом, то это снова дает нам повод говорить о введении в фотографию нового героя и нового плана. Фотография перестает быть плоской. Ее уже интересно разглядывать. Вышеприведенные фотографии, где маг в зеленой мантии-форме пытается заколдовать маггловское техническое средство, можно рассматривать и как примеры введения в кадр различных планов. 8. "СКУЧНОСТЬ КРУПНОГО ОБЪЕКТА". Я приписала этот пункт буквально за 10 минут до выкладывания материала. Колебалась, стоит ли. Решила, что стоит, ведь давать детали окружающего мира крупным планом сейчас популярно (вспомнить хотя бы "инстаграмные" фото или "перебивки" в репортажах с какого-то мероприятия. Перебивки состоят из ламп, кошачьих личиков, столовых приборов и прочего подобного). Действительно, когда вы просматриваете чей-то репортаж, на работу вашего мозга влияет то, как чередуются планы при составлении этого самого репортажа. Если вам приходится смотреть только на крупные или только на общие (я-на-фоне или "пейзаж-пейзаж") планы, мозг быстро устает - "принцип конвейера". Поэтому опытные фотографы при демонстрации своих работ периодически "шокируют" зрителя, разбавляя монотонность "изюминками". В качестве "шок-изюминок" необязательно использовать настоящие _шокирующие_ кадры, то есть нехорошести и так далее. Все проще - вы должны чередовать фотографии, на которых изображен общий вид, с фотографиями, на которых приближены фрагменты. [url=http://ic.pics.livejournal.com/sarah_zitserman/34299448/2005666/2005666_900.jpgИзображение 4[/url [url=http://ic.pics.livejournal.com/sarah_zitserman/34299448/2004735/2004735_900.jpgИзображение 5[/url Была бы возможность сейчас, я бы сняла еще крупнее :) Начинающие фотографы, узнавшие про необходимость постоянно "тормошить" мозг зрителя, начинают применять этот прием сплошь и рядом. Это хорошо. Но в силу того, что фотографы у нас "начинающие", крупные планы зачастую выбираются неудовлетворительно. Допустим, снимаем мероприятие - коллектив товарищей слушает одного оратора. Рядом с оратором на столе стоит старинная лампа, словно только что потерянная джинном. Что делает опытный? Открывает диафрагму, размывая задний план, фокусируется на лампе, да еще так встает, чтобы лампа была освещена "лампово", тепло-уютно. И показывает нам эту деталь, оставляя размытыми силуэты оратора и слушателей. Неопытный же либо фокусируется на ораторе, и тогда почти весь кадр занимает непонятное пятно на переднем плане - то ли лампа, то ли расшалившаяся бекла. Либо делает план сверхкрупным, и вместо интересной лампы выходит попытка создать "крупный план" из куска медной ручки с куском ноги оратора. На первый раз общей информации достаточно. Наговорила я 8 пунктов, но на самом деле - это основы основ. Если вникнете, кадры почти сразу станут лучше. Домашка будет =) Выполнять - по желанию, но толку от одной теории (равно как и от практики-в-виде-щелканья - без теории))? Я дала список наиболее частых ошибок. Нужно эти ошибки научиться замечать сразу. Поэтому... 1. Привести примеры ПЛОХИХ снимков на каждый пункт. Можно взять свои (это лучше всего - привыкайте к самокритике), можно воспользоваться спецархивом (чтобы никому не было обидно). 1.1. Архив можно и нужно критиковать целиком и подробно. 1.2. На некоторых снимках есть не один минус ("нарушенный пункт"), а два или более. 1.3. Есть и другие ошибки, не описанные в лекции. Сможете их указать - отлично. На следующей неделе я выложу критику всех снимков в архиве - в виде дополнительного занятия, информации к размышлению. [url=http://rusfolder.com/45333246]Ссылка на архив-задание[/url] 2. Привести примеры ХОРОШИХ снимков и объяснить, чем они хорошие. Снова - можно свои, можно найти то, что кажется вам хорошим, в Интернете, можно брать из архива (правда, учитывайте, что в архиве всего... мало хороших снимков)) Сколько, не скажу специально! Если будете брать из Интернета, не переписывайте чужие разборы классических фотографий - это, во-первых, набило оскомину так, что уже сложно воспринимать; во-вторых, далеко не каждый разбор годен. 3. Подготовиться к следующему занятию, посвященному основам композиции: нарисовать (строго обязательно для всех, кто собирается фотографировать дальше) от руки схемы колдографий, которые вы собираетесь сделать или хотели бы сделать. И кратко подписать, что это вообще такое. Например, вы мечтаете снять полярную станцию в Антарктиде. Вот и набрасываете схему будущего снимка. "Видите" мысленно, что снимок, оказывается, уже красуется на обложке "Лучшего ФотоЖурнала" - так и рисуете, как на обложке. "Видите" его на развороте или просто у себя на столе - рисуете на столе или на развороте. Сможете цвет указать - указывайте (буквами, например: син, красн). От 1 до 10 рисунков надо. Встретимся теперь 16.10.2016, но вопросы и прочее можно уже писать здесь или отправлять с орленышем oculus-aquilinus@yandex.ru[/more]

Ответов - 0



полная версия страницы